Аннотация АРП по окружающему миру 1-4 класс

Пояснительная записка
Место предмета в
учебном плане

Общая
характеристика
учебного предмета,
коррекционного
курса. Цель, задачи
предмета.

Окружающий мир входит в предметную область «Обществознание и
естествознание» (Окружающий мир). Реализуется в обязательной
части учебного плана. На изучение предмета «Окружающий мир» на
уровне начального общего образования выделяется 270 учебных
часов (из расчёта два часа в неделю):
1 класс - 2 часа в неделю, всего 66 часов в год, 2 класс - 2 часа в
неделю, всего 68 часов в год, 3 класс - 2 часа в неделю, всего 68
часов в год, 4 класс - 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Учебный предмет «Окружающий мир» способствует формированию
уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону,
России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни.
Осознанию ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нем.
Формированию модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Формированию
психологической
культуры
и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Овладение учебным предметом «Окружающий мир» представляет
определённую сложность для обучающихся с ЗПР. К периоду
обучения в начальной школе дети с ЗПР не приобретают нужных
знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешного
освоения школьной программы. Наряду с другими особенностями
развития, для данной группы детей характерен бедный,
ограниченный запас общих сведений и представлений об
окружающем мире, что в свою очередь препятствует ориентировке в
окружающей действительности, накоплению словарного запаса,
развитию речи, и как следствие, трудности в обучении.
При описании явлений природы у школьников отмечается смешение
понятий «время года» и «месяц». Они затрудняются в названии
времён года, путают их последовательность, не могут рассказать об
отличительных особенностях осени, весны. Им сложно определить и
разграничить между собой природные явления, происходящие
осенью и весной из-за их схожести. При опоре на изображение в
большинстве случаев могут определить зиму и лето, так как в
данном случае имеются явные различия, но при этом выделяют
лишь от двух до трёх отличительных особенностей этих времён
года.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«Окружающий мир» необходима адаптация объёма и характера
учебного материала к познавательным возможностям обучающихся
с ЗПР. Следует учебный материал преподносить небольшими
порциями, усложняя его постепенно. Некоторые темы давать как
ознакомительные.
Целями изучения предмета «Окружающий мир» являются:
формирование уважительного отношения к семье, населенному

пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны,
ее современной жизни.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нем.
Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Формирование
психологической
культуры
и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Основные задачи:
- формировать у обучающихся навыки учебно-познавательной
деятельности: планирование работы, поиск рациональных путей ее
выполнения, осуществления самоконтроля;
-

способствовать

интеллектуальному

развитию,

формировать

качества, необходимые человеку для полноценной жизни в
современном обществе;
- развивать понятийное мышления обучающихся;
- осуществлять коррекцию познавательных процессов обучающихся
с ЗПР, необходимых для освоения программного материала по
учебному предмету;
- предусматривать возможность компенсации образовательных
дефицитов в освоении предшествующего программного материала у
обучающихся с ЗПР;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
выявлять и развивать творческие способности.
Учебно-методическое обеспечение
Программа реализуется на основе учебно-методического комплекта
1 класс
Окружающий мир 1 класс учебник в 2 частях А. А. Плешаков, М.
Просвещение 2017 год. Методические рекомендации. Пособие для
учителя общеобразовательных организаций М. Просвещение 2014
год. Поурочные разработки по предмету окружающий мир к
учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» в 2х частях 1 класс
Е. М. Тихомирова М. Просвещение 2012 год. Рабочая тетрадь
«Окружающий мир» 1 класс А. А. Плешаков М. Просвещение 2013
год.
2 класс
Окружающий мир 2 класс учебник в 2 частях А. А. Плешаков, М.
Просвещение 2018 год. Методические рекомендации. Пособие для
учителя общеобразовательных организаций М. Просвещение 2012
год. Поурочные разработки по предмету окружающий мир к
учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» в 2х частях 2 класс

Ценностные
ориентиры
содержания
учебного предмета

Т. Н. Максимова М. Просвещение 2015 год. Рабочая тетрадь
«Окружающий мир» 2 класс А. А. Плешаков М. Просвещение 2014
год.
3 класс
Окружающий мир 3 класс учебник в 2 частях А. А. Плешаков, М.
Просвещение 2019 год. Методические рекомендации. Пособие для
учителя общеобразовательных организаций М. Просвещение 2012
год. Поурочные разработки по предмету окружающий мир к
учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» в 2х частях 3 класс
Н. Ю. Васильева М. «ВАКО» 2013 год. Рабочая тетрадь
«Окружающий мир» 3 класс А. А. Плешаков М. Просвещение 2013
год.
4 класс
Окружающий мир 4 класс учебник в 2 частях А. А. Плешаков, М.
Просвещение 2020 год. Методические рекомендации. Пособие для
учителя общеобразовательных организаций М. Просвещение 2015
год. Поурочные разработки по предмету окружающий мир к
учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» в 2х частях 3 класс
Т. Н. Максимова М. «ВАКО» 2019 год. Рабочая тетрадь
«Окружающий мир» 3 класс А. А. Плешаков М. Просвещение 2014
год.
 формирование основ гражданской идентичности личности
на основе:
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознания ответственности человека за благосостояние
общества;
– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры
каждого народа;
психологических
условий
развития
 формирование
общения, сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям,
готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто
в ней нуждается;
– уважения к окружающим — умения слушать и слышать
партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и
принимать решения с учётом позиций всех участников;
 формирование ценностно­смысловой сферы личности на
основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательной
организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как
собственных поступков, так и поступков окружающих людей,
развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов
морального поведения;
 формирование умения учиться как первого шага к
самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации

своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
самостоятельности,
инициативы
и
 формирование
ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование
самоуважения
и
эмоционально­положительного отношения к себе, готовности
открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к
своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и
действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в
достижении целей, готовности к преодолению трудностей.
Планируемые
В результате изучения предмета «Окружающий мир» по данной
результаты освоения программе у обучающихся будут сформированы
учебного предмета, Личностные результаты:
курса
1) формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России,
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических
и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия

образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно­познавательные и внешние
мотивы;
–
учебно­познавательный интерес к новому учебному
материалу и способам решения новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как
собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
–
знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как
регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей
и сопереживание им;
–
установка на здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности
природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне
положительного отношения к образовательной организации,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной
мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новым
общим способам решения задач;
–
адекватного понимания причин
успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной
самооценки на основе критерия успешности реализации социальной
роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской
идентичности в поступках и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне,
способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций

партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в
реальном поведении и поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и
ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других
людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,
направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты освоения программы:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
6)
использование
знаково-символических
средств
представления информации для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ)
для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве
сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины
и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления
аналогий и
причинно-следственных
связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13)
готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями)
в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями
в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1 класс
– понимать и принимать учебную задачу;
– использовать выделенные учителем ориентиры действия;
– осуществлять последовательность действий в соответствии с
инструкцией, устной или письменной, в том числе схематичной
использовать речь для регуляции своих действий;
– выполнять действия проверки.
2 класс
- понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью
учителя);
– планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные
действия для решения конкретных языковых и речевых задач;
– действовать по намеченному плану, по инструкции,
представленной в словесной или схематичной форме (под контролем
учителя);
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой
форме.
3 класс
– понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную
задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а
также самостоятельно) свои действия для решения конкретных
языковых и речевых задач;
коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и
т. п.;

– действовать по намеченному плану, по инструкции,
представленной в словесном или схематичном, в том числе
алгоритмичном виде;
– выполнять учебные действия (операции) в материализованной,
речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции
своих действий;
– выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после
завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;
– оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный
результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою;
адекватно воспринимать оценку учителя
4 класс
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1 класс
- понимать прочитанное, находить в сообщении учебника нужные
сведения;
– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
– понимать информацию учебника, представленную в модельном
виде, переводить её в словесную форму;
– выполнять действия анализа, группировки с учётом указанных
критериев, использовать освоенные условные знаки;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
2 класс
– находить необходимую информацию в материалах учебника, в том
числе в словарях, применять её для решения практических задач;
– находить в предложенных материалах языковые примеры по
указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения
значения;
– понимать информацию, представленную в освоенной схематичной

форме, использовать её для решения практических задач;
– понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач,
ориентироваться на него при решении конкретных задач;
– выполнять действия анализа, сравнения, группировки,
конструирования по указанным основаниям;
– подводить факты языка под понятия по выявленным
существенным признакам (в освоенном объёме);
- владеть рядом общих приемов решения задач.
3 класс
– целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и
одноклассников, принимать информацию, определять своё
отношение к услышанному;
– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
– читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём
требуемые сведения, соотносить их с известными;
– замечать слова, выражения, требующие уточнения значения;
выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос,
обращаться к словарю, стараться понять из контекста);
– находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте,
в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию,
использовать её для решения практических задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительном,
модельном, табличном виде, переводить её в словесную форму и
использовать для решения практических задач;
– применять разные способы фиксации информации (словесный,
схематический; – находить в предложенных материалах или
указанных источниках примеры для иллюстрации определённых
понятий, правил, закономерностей;
– осознавать общий способ действия для решения различных
языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении
конкретных задач;
– осознавать возможность решения ряда лингвистических задач
разными способами;
– осуществлять целенаправленные наблюдения за фактами языка и
речи, выполнять действия анализа, синтеза (конструирования),
сравнения, группировки, классификации по указанным или
совместно выявленным параметрам
– коллективно устанавливать причинно-следственные связи,
проводить аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения;
– подводить конкретные факты языка под понятия на основе
выделения известных существенных признаков;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
4 класс
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в
открытом
информационном
пространстве,
в том
числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об

окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
- использовать знаково­символические средства, в том числе модели
(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для
решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных
видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
- устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге
явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение
общности для целого ряда или класса единичных объектов, на
основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1 класс
- участвовать в коллективной беседе,
- высказывать свои мысли,
-говорить о своих впечатлениях,
-слушать одноклассников,
-соблюдать основные правила общения на уроке.
2 класс
– участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться
объяснять его;
слушать и стараться понимать выступления других;
– строить небольшие монологические высказывания (в том числе
учебно-делового характера) с ориентацией на партнёра, с учётом
конкретных речевых задач;
– создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров,
ориентируясь на ситуацию и задачи общения.
3 класс
– участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые
правила речевого поведения;
– участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе),
договариваясь (под руководством учителя) об организации работы;

стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к
проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать
взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать
высказывания собеседников;
– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять
его;
понимать возможность существования других точек зрения,
стремиться к их пониманию;
– строить небольшие устные монологические высказывания (в том
числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения
(партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы
литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения
мысли, выбирать для этого языковые средства;
– воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до
других, делиться ею, по возможности объяснять её;
– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его
организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации
общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать
увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или
научить чему-то; в устной или в письменной форме; адресат –
взрослый или сверстник и т. д.)
– создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как
особенности жанра, так и характер адресата и решаемых
коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые
средства с учётом ситуации общения.
4 класс
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ
и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Выпускник научится:
Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного
1 класс
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию
по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя
2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде
(например, находить в тексте несколько примеров, выделять общий
признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами:
словесно, в виде таблицы;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное,
изучающее;
2 класс
- понимать информацию, представленную разными способами:
словесно, в виде таблицы, схемы;
- понимать информацию, представленную в неявном виде
(например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих
приведенное утверждение; характеризовать явление по его
описанию; выделять общий признак группы элементов);
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя
2—3 существенных признака;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию
по заданному основанию;
- определять тему и главную мысль текста;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем
информацию, но и на жанр;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное,
изучающее;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках.
3 класс
- понимать информацию, представленную разными способами:
словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
3 - понимать информацию, представленную в неявном виде
(например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих
приведенное утверждение; характеризовать явление по его
описанию; выделять общий признак группы элементов);
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя
2—3 существенных признака;
4 - вычленять содержащиеся в тексте основные события и

5
6
7
8
9

устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию
по заданному основанию;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- определять тему и главную мысль текста;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем
информацию, но и на жанр, структуру;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное,
изучающее, поисковое;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках.
4 класс
- понимать информацию, представленную разными способами:
словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать информацию, представленную в неявном виде
(например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих
приведенное утверждение; характеризовать явление по его
описанию; выделять общий признак группы элементов);
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя
2—3 существенных признака;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию
по заданному основанию;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- определять тему и главную мысль текста;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем
информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства
текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное,
изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии
с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
1 класс
- пересказывать текст подробно, устно;
- соотносить факты с общей идеей текста;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
- составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
2 класс
- пересказывать текст подробно, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые
связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод;
- составлять на основании текста небольшое монологическое

высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
3 класс
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые
связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод;
- составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
4 класс
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые
связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста
информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос
Работа с текстом: оценка информации.
1 класс
- высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание текста; определять место иллюстративного
ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность прочитанного;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
2 класс
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
прочитанном тексте;
- оценивать содержание и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению
достоверность
прочитанного,
обнаруживать
недостоверность получаемых сведений;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
3 класс
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению
достоверность
прочитанного,
обнаруживать
недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
4 класс

- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению
достоверность
прочитанного,
обнаруживать
недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Формирование ИКТ­компетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
Выпускник научится:
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
1 класс
-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ;
выполнять
компенсирующие
физические
упражнения
(мини­зарядку).
2 класс
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ;
выполнять
компенсирующие
физические
упражнения
(мини­зарядку).
3 класс
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ;
выполнять
компенсирующие
физические
упражнения
(мини­зарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной
информации в компьютере.
4 класс
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ;
выполнять
компенсирующие
физические
упражнения
(мини­зарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной
информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста,
запись звука, изображения, цифровых данных
1 класс
- сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты
на родном языке; набирать;
- рисовать (создавать простые изображения) на графическом
планшете;
2 класс

- полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном
языке;
- рисовать (создавать простые изображения) на графическом
планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
3 класс
- вводить информацию в компьютер с использованием различных
технических средств (фото камеры, микрофона и т. д.), сохранять
полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном
языке;
- рисовать (создавать простые изображения) на графическом
планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
4 класс
- вводить информацию в компьютер с использованием различных
технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.),
сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на
родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке,
использовать компьютерный перевод отдельных слов;
- рисовать (создавать простые изображения) на графическом
планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
Обработка и поиск информации
1 класс
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс
наблюдения;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и
экспериментах, в ходе опроса людей;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых
словарях и справочниках.
2 класс
- использовать сменные носители (флэш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс
наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию
о нем, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и
экспериментах, используя цифровые датчики, а также в ходе опроса
людей;
-редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в
соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая
редактирование текста, цепочек изображений, видео- и
аудиозаписей, фотоизображений;
-пользоваться основными функциями стандартного текстового
редактора, использовать полуавтоматический орфографический
контроль; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых
словарях и справочниках, базах данных, контролируемом
Интернете, системе поиска внутри компьютера.
3 класс
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству

результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные
носители (флэш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс
наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию
о нем, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и
экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и
другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
-редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в
соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая
редактирование текста, цепочек изображений, видео- и
аудиозаписей, фотоизображений;
-пользоваться основными функциями стандартного текстового
редактора, использовать полуавтоматический орфографический
контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях
разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых
словарях и справочниках, базах данных, контролируемом
Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список
используемых информационных источников (в том числе с
использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
4 класс
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству
результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные
носители (флэш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс
наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию
о нем, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и
экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и
другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в
соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая
редактирование текста, цепочек изображений, видео- и
аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового
редактора, использовать полуавтоматический орфографический
контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях
разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых
словарях и справочниках, базах данных, контролируемом
Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список
используемых информационных источников (в том числе с
использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
Создание, представление и передача сообщений
1 класс
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:
создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку,

писать пояснения и тезисы для презентации;
-создавать простые изображения, пользуясь графическими
возможностями компьютера; составлять новое изображение из
готовых фрагментов (аппликация).
2 класс
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ,
редактировать, оформлять и сохранять их;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:
создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку,
писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими
возможностями компьютера; составлять новое изображение из
готовых фрагментов (аппликация).
3 класс
- текстовые сообщения с использованием средств ИКТ,
редактировать, оформлять и сохранять их;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:
создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку,
писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими
возможностями компьютера; составлять новое изображение из
готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде
образовательной организации.
4 класс
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ,
редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или
последовательности слайдов с использованием иллюстраций,
видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:
создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку,
писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими
возможностями компьютера; составлять новое изображение из
готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде
образовательной организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации;
участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде, фиксировать ход и
результаты общения на экране и в файлах.
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
1 класс
- определять последовательность выполнения действий, составлять
инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий,

- планировать несложные исследования объектов и процессов
внешнего мира.
2 класс
- определять последовательность выполнения действий, составлять
инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий;
- планировать несложные исследования объектов и процессов
внешнего мира.
3 класс
- последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций
последовательного выполнения и повторения;
- планировать несложные исследования объектов и процессов
внешнего мира.
4 класс
- движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых
средах (создание простейших роботов);
- определять последовательность выполнения действий, составлять
инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить
программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций
последовательного выполнения и повторения;
- планировать несложные исследования объектов и процессов
внешнего мира.
Предметные результаты
1) понимание особой роли России в мировой истории,
воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия,
победы;
2) сформированность уважительного отношения к России,
родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и
др., с получением информации из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире.
В результате изучения курса «Окружающий мир»
обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и
углубить исходные представления о природных и социальных
объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть
основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и
обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ

и его историю, осознают свою этническую и национальную
принадлежность в контексте ценностей многонационального
российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных
ориентаций,
способствующих
формированию
российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного
отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами
естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению
личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего
мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить
свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе
единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления личного опыта общения с людьми,
обществом и природой, что станет основой уважительного отношения
к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и
общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые
причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность
его изменения под воздействием человека, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края, что
поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с
ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде
текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить
небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для
которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения, самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент
своей экологической и культурологической грамотности, получат
возможность научиться соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного
поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления живой и неживой природы, выделять их существенные
признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить

простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить
опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и
измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам
техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно­научные тексты (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете)
с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы,
объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по
естествознанию, определитель растений и животных на основе
иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для
поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для
объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой
природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы,
находить примеры влияния этих отношений на природные объекты,
здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения
правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и
укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты
ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки
информации, готовить небольшие презентации по результатам
наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных
из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести
ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного
поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды
и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для
сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице,
природной среде, оказывать первую помощь при несложных
несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
процессе познания окружающего мира в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, справедливости и
свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент
своей экологической и культурологической грамотности, получат

возможность научиться соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного
поведения в окружающей природной и социальной среде.
Организация
Особые образовательные потребности
коррекционно Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой
развивающей работы
психического развития.
по предмету
 Организация индивидуальной работы по восполнению пробелов в
знаниях.
 Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с
постепенным повышением уровня сложности заданий.
Организация деятельности на уроке.
 Важны внешние мотивирующие подкрепления.
 Учебный материал подносится небольшими дозами, его
усложнение осуществляется постепенно.
 Создание ситуации успеха на уроке.
 Благоприятный климат на уроке.
 Опора на эмоциональное восприятие.
 Проведение физминуток через 15-20 минут.
 Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных,
игровых и практических).
 Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
 Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
 Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь
обучения с жизнью, постоянное управление вниманием.
 Использование игровых моментов. Использование яркой
наглядности, применение ИКТ.
Специальные условия для повышения эффективности обучения
обучающихся с ЗПР
 Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
 Ребенку даётся больше времени на запоминание и отработку
учебных навыков.
 Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
 Дополнительные многократные упражнения для закрепления
материала.
 Более частое использование наглядных дидактических пособий и
индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов
действия, заданий с опорой на образцы.
 Повторное объяснение задания или темы, когда остальные
обучающиеся выполняют упражнения и работают самостоятельно.
 Объяснение сложной для ребёнка темы несколько раз, другими
словами, с большим количеством примеров, более подробно, с
использованием наглядных материалов.
 Спрашивать на уроках после ответов других учеников, чтобы у
обучающегося была возможность увидеть и услышать образец
ответа.
 Разрешать при ответе, при выполнении заданий пользоваться
вспомогательными материалами: таблицами, памятками,
алгоритмами, схемами, планами и пр.
Вариативные приемы обучения
 Повтор инструкции.
 Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
 Речевой образец или начало фразы.
 Демонстрация действий.

Подбор по аналогии, по противопоставлению.
Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
Совместные или имитационные действия.
Виды помощи
 учебные;
 стимулирующие;
 направляющие;
 обучающие и др.
Учебная помощь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровнем
реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока,
объема и уровня сложности учебных заданий.
Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает
тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или
когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель
помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его,
успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей.
Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется,
что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на
наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного
решения.
Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен
для случаев, когда возникают затруднения в определении средств,
способов деятельности, планировании – в определении первого шага и
последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в
самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но
сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка
на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план
действий.
Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех
случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо
непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того,
чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе
решения ошибку.




Содержание учебного Человек и природа
предмета, курса
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена
времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости,
газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями,
газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты
своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены
дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,
ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и
его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги
(общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на
основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для
растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для
хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни
растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Растения родного края,
названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для
жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы,
птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных
(хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные.
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы
(солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на
природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3
примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные
природные зоны (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу
изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от
природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни
человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством

практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности
человека на природу (в том числе на примере окружающей
местности). Правила поведения в природе. Охрана природных
богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в
охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные
представители растений и животных Красной книги. Посильное
участие в охране природы. Личная ответственность каждого
человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности
организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека
за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во
имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности –
основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры.
Понимание того, как складывается и развивается культура общества
и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру
человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с
представителями разных национальностей, социальных групп:
проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к
чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные
традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях,
престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи.
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы
родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные
ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке.
Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре
народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная
учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы,
согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам,
плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в
учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты
своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села.
Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования
транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным
и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная
почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса,
Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой
информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная символика России: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России;
правила поведения при прослушивании гимна. Конституция –
Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства.
Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления
общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных
связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День
защитника Отечества, Международный женский день, День весны и
труда, День Победы, День России, День защиты детей, День
народного единства, День Конституции. Праздники и памятные
даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к
общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь,
Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических
событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство
Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности
(Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные
мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по
выбору). Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных
исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие
Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм,
буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их
религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на
основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный
пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия
разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи,
характерные особенности быта. Важные сведения из истории
родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти
выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и
яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта,
труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в
разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников
истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого
человека за сохранность историко-культурного наследия своего
края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии
стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими)
странами (с контрастными особенностями): название, расположение
на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме
дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на
воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная
ответственность каждого человека за сохранение и укрепление
своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов
экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб,
порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на
дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном,
воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года.
Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

Тематическое планирование
1 класс
Название
темы
Что и кто?

Как, откуда и
куда?

Где и когда?

Коррекционная
работа
Коррекция и
развитие точности
и осмысленности
восприятия.
Коррекция
процесса
запоминания и
воспроизведения
учебного
материала.

Виды учебной
деятельности
обучающихся
Систематизация
знаний.

Работа с
учебником.

Коррекция
мыслительных
процессов:
обобщения и
исключения.
Коррекция связной
устной речи при
составлении
устных рассказов.

Систематизация
учебного
материала.

Коррекция
познавательной
деятельности
обучающихся.
Развитие умения
отвечать полными,
развернутыми

Работа с научнопопулярной
литературой.

Работа с книгой,
пересказ текста.

Слушание и
повторение за

Воспитательные
цели раздела
способствовать
овладению
необходимыми
навыками
самостоятельной
учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
- обеспечить условия
для
воспитания
положительного
интереса
к
изучаемому предмету;
- обеспечить
нравственное
воспитание
обучающихся.
способствовать
овладению
необходимыми
навыками
самостоятельной
учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
- воспитывать
экологическое
мышление.
способствовать
овладению
необходимыми
навыками
самостоятельной
учебной
деятельности;

Почему и
зачем?

высказываниями
на вопросы
учителя.

своими
товарищами.
Ответ по
алгоритму.

Развитие
способности
обобщать и делать
выводы.
Коррекция и
развитие умения
работать в группе

Систематизация
учебного
материала.
Наблюдение за
демонстрациями
учителя.
Выполнение
коллективной
работы.

воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
- обеспечить условия
для
воспитания
положительного
интереса
к
изучаемому предмету;
- способствовать
развитию творческого
отношения к учебной
деятельности.
способствовать
овладению
необходимыми
навыками
самостоятельной
учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
Способствовать
воспитанию
бережного отношения
к
окружающей
природе.

2 класс
Название
темы
Где мы живём

Коррекционная
работа
Коррекция
процесса
запоминания и
воспроизведения
учебного
материала.
Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия.

Виды учебной
деятельности
обучающихся
Работа с
учебником.
Заучивание
наизусть
небольших
текстов.
Наблюдение за
демонстрациями
учителя и других
обучающихся.

Воспитательные
цели раздела
способствовать
овладению
необходимыми
навыками
самостоятельной
учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному

Слушание и
анализ
выступлений
своих товарищей.

Природа

Коррекция
связной устной
речи при
составлении
устных рассказов.
Коррекция и
развитие
способности
понимать главное
в воспринимаемом
учебном
материале.

Работа с книгой,
пересказ текста.
Работа с текстом.
Составление
плана.
Пересказ текста
по плану.

Жизнь города и Развитие умения
села
отвечать полными,
развернутыми
высказываниями
на вопросы
учителя.
Активизация
мыслительных
процессов: анализ,
синтез.

Слушание и
повторение за
своими
товарищами.
Ответ по
алгоритму.

Здоровье и
безопасность

Работа с научнопопулярной
литературой,
толковым

Развитие и
коррекция
грамматического
строя речи,

Выполнение
практической
работы,
эксперимента.

мнению;
обеспечить
нравственное
воспитание
обучающихся;
содействовать
эстетическому
воспитанию
обучающихся.
способствовать
овладению
необходимыми
навыками
самостоятельной
учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
воспитывать
экологическое
мышление.
способствовать
овладению
необходимыми
навыками
самостоятельной
учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
- обеспечить условия
для
воспитания
положительного
интереса
к
изучаемому предмету;
влиять
на
профессионально
е
самоопределение
способствовать
овладению
необходимыми

Общение

Путешествия

расширение и
обогащение
словаря.
Коррекция и
развитие умения
работать в группе.

словарём.
Пересказ текста.
Выполнение
общего дела.

Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия.
Коррекция
процессов
запоминания и
воспроизведения
учебной
информации.

Упражнения на
внимание.

Коррекция и
развитие
способности
понимать главное
в воспринимаемом
учебном
материале.
Развитие
слуховой,
зрительной
памяти, умения
использовать
приемы
запоминания и
припоминания.

Работа с учебной
книгой.
Анализ текста.

Слушание и
пересказ текста.

Упражнения на
развитие памяти.

навыками
самостоятельной
учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
содействовать
физическому
воспитанию
обучающихся.
способствовать
овладению
необходимыми
навыками
самостоятельной
учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
обеспечить
нравственное
воспитание
обучающихся;
- обеспечить условия
для
воспитания
положительного
интереса
к
изучаемому предмету.
способствовать
овладению
необходимыми
навыками
самостоятельной
учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
способствовать
воспитанию
бережного отношения

к
окружающей
природе.
3 класс
Название темы

Коррекционная
работа

Как устроен мир Активизация
мыслительных
процессов: анализ,
синтез.
Развитие умения
отвечать полными,
развернутыми
высказываниями
на вопросы
учителя.

Эта
удивительная
природа

Коррекция
процесса
запоминания и
воспроизведения
учебного
материала.
Коррекция и
развитие умения
работать в группе.

Мы и наше
здоровье

Коррекция
процессов
запоминания и
воспроизведения
учебной

Виды учебной
деятельности
обучающихся
Решение
кроссвордов,
загадок.

Воспитательные
цели раздела

способствовать
овладению
необходимыми
навыками
Слушание и
самостоятельной
повторение за
учебной
своими
деятельности;
товарищами.
воспитывать
Ответ по
уважение
к
алгоритму.
противоположному
мнению;
содействовать
эстетическому
воспитанию
обучающихся;
воспитывать
экологическое
мышление.
Чтение учебного способствовать
текста. Пересказ. овладению
необходимыми
навыками
Совместная
самостоятельной
практическая
учебной
работа.
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
- обеспечить условия
для
воспитания
положительного
интереса
к
изучаемому предмету
Чтение учебного способствовать
текста. Пересказ. овладению
необходимыми
навыками
Работа с книгой, самостоятельной

учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
содействовать
физическому
воспитанию
обучающихся;
- обеспечить условия
для
воспитания
положительного
интереса
к
изучаемому предмету.
Развитие слуховой, Упражнения на
способствовать
зрительной
развитие памяти. овладению
памяти, умения
Пересказ
необходимыми
использовать
текстов.
навыками
приемы
самостоятельной
запоминания и
учебной
припоминания.
деятельности;
Развитие умения
Слушание и
воспитывать
отвечать полными, повторение за
уважение
к
развернутыми
своими
противоположному
высказываниями
товарищами.
мнению;
на вопросы
Ответ по
обеспечить
учителя.
алгоритму.
нравственное
воспитание
обучающихся.
Развитие умения
Слушание и
способствовать
отвечать полными, повторение за
овладению
развернутыми
своими
необходимыми
высказываниями
товарищами.
навыками
на вопросы
Ответ по
самостоятельной
учителя.
алгоритму.
учебной
Развитие и
Работа с научно- деятельности;
коррекция
воспитывать
популярной
грамматического
уважение
к
литературой,
строя речи,
противоположному
толковым
расширение и
мнению;
словарём.
обогащение
содействовать
Пересказ текста. словаря.
трудовому
воспитанию
обучающихся;
- обеспечить условия
информации.
Коррекция связной
устной речи при
составлении
устных рассказов.

Наша
безопасность

Чему учит
экономика

пересказ текста.
Работа с
сюжетными
картинками.

Путешествие по
городам и
странам

Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия.
Коррекция и
развитие умения
работать в группе.

Упражнения на
внимание.
Совместная
практическая
работа.

для
воспитания
положительного
интереса
к
изучаемому предмету.
способствовать
овладению
необходимыми
навыками
самостоятельной
учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
- создать условия
для воспитания
уважения
к
другим
культурам
и
обычаям.

4 класс
Название темы
Земля и
человечество

Коррекционная
работа
Коррекция и
развитие
способности
понимать главное в
воспринимаемом
учебном
материале.
Коррекция связной
устной речи при
составлении
устных рассказов.

Виды учебной
деятельности
обучающихся
Работа с учебной
книгой.
Анализ текста.

Работа с книгой,
пересказ текста.
Работа с
сюжетными
картинками.

Воспитательные
цели раздела
овладению
необходимыми
навыками
самостоятельной
учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
способствовать
воспитанию
бережного отношения
к
окружающей
природе;
- обеспечить
нравственное
воспитание

обучающихся.
Природа России Активизация
Решение
способствовать
мыслительных
кроссвордов,
овладению
процессов: анализ, загадок.
необходимыми
синтез.
навыками
Развитие умения
Слушание и
самостоятельной
отвечать полными, повторение за
учебной
развернутыми
своими
деятельности;
высказываниями
товарищами.
воспитывать
на вопросы
Ответ по
уважение
к
учителя.
алгоритму.
противоположному
мнению;
воспитывать
экологическое
мышление.
Родной край –
Коррекция
Чтение учебного способствовать
часть большой
процесса
текста. Пересказ. овладению
страны
запоминания и
необходимыми
воспроизведения
навыками
Упражнения на
учебного
самостоятельной
внимание.
материала.
учебной
Коррекция и
деятельности;
развитие
воспитывать
зрительного и
уважение
к
слухового
противоположному
восприятия.
мнению;
- обеспечить условия
для
воспитания
положительного
интереса
к
изучаемому предмету;
- создать условия
для воспитания
уважения
к
другим
культурам
и
обычаям.
Страницы
Развитие слуховой, Упражнения на
способствовать
всемирной
зрительной
развитие памяти. овладению
истории
памяти, умения
Пересказ
необходимыми
использовать
текстов.
навыками
приемы
самостоятельной
запоминания и
учебной
припоминания.
деятельности;
Коррекция и
Работа с учебной
воспитывать
развитие
книгой.
уважение
к
способности
Анализ текста.

понимать главное в
воспринимаемом
учебном
материале.

Страницы
истории России

Развитие умения
отвечать полными,
развернутыми
высказываниями
на вопросы
учителя.
Активизация
мыслительных
процессов: анализ,
синтез.

Современная
Россия

Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия.
Коррекция
процесса
запоминания и
воспроизведения
учебного
материала.

противоположному
мнению;
содействовать
военнопатриотическому
воспитанию;
гражданскую
позицию.
Слушание и
способствовать
повторение за
овладению
своими
необходимыми
товарищами.
навыками
Ответ по
самостоятельной
алгоритму.
учебной
деятельности;
Решение
воспитывать
кроссвордов,
уважение
к
загадок.
противоположному
мнению;
- обеспечить условия
для
воспитания
положительного
интереса
к
изучаемому предмету;
содействовать
военнопатриотическому
воспитанию;
гражданскую
позицию.
Упражнения на
способствовать
внимание.
овладению
необходимыми
навыками
Чтение учебного самостоятельной
текста. Пересказ.
учебной
деятельности;
воспитывать
уважение
к
противоположному
мнению;
- обеспечить условия
для
воспитания
положительного
интереса
к
изучаемому предмету.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».