Согласовано:
Утверждаю:
Общешкольный комитет родителей
(законных представителей)
Директор МБОУ «ООШ № 12»
АГО
протокол от 17.05.2024 № 4
_____________ И.П.Нифантова
Приказ от 21.05.2024 № 51 о/д
Совет обучающихся Учреждения
протокол от 14.05.2024 № 4
Программа воспитания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа № 12»
Асбестовского городского округа
на 2024-2026 года
2
Оглавление
Пояснительная записка ............................................................................................3
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса ................5
2. Цель и задачи воспитания .................................................................................8
3. Виды,
формы
и
содержание..................
.......... 12
3.1. Инвариативные
модули
......................................................................................................................
12
3.1.1. Модуль
«Классное
руководство»
...................................................................................................................
12
3.1.2. Модуль
«Школьный
урок»
...................................................................................................................
13
3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования»
...................................................................................................................
14
3.1.4. Модуль
«Работа
с
родителями»
...................................................................................................................
15
3.1.5. Модуль
«Самоуправление»
...................................................................................................................
16
3.1.6. Модуль
«Профориентация»
...................................................................................................................
17
3.2. Вариативные
модули
......................................................................................................................
18
3.2.2. Модуль
«Детские
общественные
объединения»
...................................................................................................................
19
3.2.3. Модуль
«Школьные
медиа»
...................................................................................................................
20
3.2.4. Модуль
«Экскурсии,
экспедиции,
походы»
...................................................................................................................
21
3.2.5. Модуль
«Организация
предметно-эстетической
среды»
...................................................................................................................
3
21
3.2.6. Модуль «Профилактика преступлений и правонарушений»
...................................................................................................................
22
3.2.7. Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная
безопасность,
дорожная
безопасность,
информационная
безопасность, профилактика терроризма и
экстремизма,
личная
безопасность,
профилактика
распространения инфекционных заболеваний») .......................................... 23
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы школы.
...........................................................................................................................
25
4
Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа
№ 12» Асбестовского городского округа (далее - Программа) разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерной программы
воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального
учебнометодического
объединения
по
общему
образованию,
с
Федеральными государственными образовательными стандартами (далее –
ФГОС) общего образования, а так же на основе Федеральных рабочих
программ воспитания в составе Федеральных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования
(приказы Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 №372, 370, 371).
Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ «ООШ
№ 12» АГО.
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Одним из результатов реализации Программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение обучающимися школы личностных результатов, указанных во
ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально - значимой деятельности.
Программа воспитания показывает, каким образом педагогические
работники (учитель, классный руководитель, заместитель директора,
педагог дополнительного образования и т.п.) могут реализовать
воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности
и, тем самым, сделать школу воспитывающей организацией.
В центре Программы воспитания в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего
образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у
них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.
Программа воспитания — это не перечень обязательных для школы
мероприятий, а описание системы возможных форм и методов работы с
обучающимися.
Программа воспитания МБОУ «ООШ № 12» АГО включает четыре
5
основных раздела:
1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного
процесса», в котором кратко описана специфика деятельности школы в
сфере воспитания: информация о специфике расположения школы,
особенностях ее социального окружения, источниках положительного или
отрицательного влияния на обучающихся, значимых партнерах школы,
особенностях контингента обучающихся, а также важных для школы
принципах и традициях воспитания.
2. Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых
общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые
школе предстоит решать для достижения цели.
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором
школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение
поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из
нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых
ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и
соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство»,
«Школьный урок» «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования» «Работа с родителями» «Детское самоуправление»
«Профориентация».
«Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские
объединения», «Школьные СМИ», «Экскурсии, походы», «Организация
предметно-эстетической среды», «Безопасность жизнедеятельности»,
«Профилактика преступлений и правонарушений»
Модули в Программе воспитания располагаются в соответствии с их
значимостью в системе воспитательной работы школы.
4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной
работы», в котором показано, каким образом в школе осуществляется
самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь
приводится
перечень
основных
направлений
самоанализа,
который дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.
Программа воспитания не является инструментом воспитания:
обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник своими действиями, словами, отношениями. Программа позволяет
педагогическим работникам МБОУ «ООШ № 12» АГО скоординировать
свои усилия, направленные на воспитание младших и старших школьников.
К программе прилагается ежегодный календарный план воспитательной
работы.
6
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
Специфика расположения школы. МБОУ «ООШ № 12» АГО имеет
сформировавшиеся принципы и традиции воспитательной работы. Школа
находится по адресу: ул. Физкультурников, д.38. В школе обучается 357
человек. В 1-4 классах обучаются 163 человек. В школу без ограничений
принимаются дети, проживающие в микрорайоне. Дети, проживающие вне
микрорайона школы, принимаются при наличии свободных мест. Контингент
школы составляют преимущественно дети из ближайших микрорайонов.
Подход к школе оснащен одним пешеходным
переходом.
Транспортные подъезды к школе удобны и доступны для безопасного
перемещения обучающихся, живущих в других микрорайонах города.
Остановки общественного транспорта расположены на расстоянии 200 м от
входа в школу.
Уникальность школы состоит в том, что она располагается вблизи трех
детских садов. В школе созданы все необходимые условия для обучения и
воспитания детей любой категории: в соответствии с требованиями ФГОС
обустроены и оснащены учебным оборудованием все учебные кабинеты,
обеспечены компьютерной техникой и доступом в интернет через
подключение Wi-Fi, спортзал, спортивная площадка. Необходимые меры
доступности и безопасности обеспечены в соответствии с нормативными
требованиями.
Особенности социального окружения. Школа расположена в
микрорайоне, где мало организаций для проведения досуговой деятельности
обучающихся. На территории микрорайона школы и в шаговой доступности
от нее расположены организации, полезные для проведения экскурсионных
мероприятий с обучающимися: СЮН, библиотека им. Чечулина.
Источники положительного или отрицательного влияния на детей.
Команда администрации - квалифицированные, имеющие достаточно
большой управленческий опыт руководители, в педагогическом составе одинаковое соотношение стажистов с большим опытом педагогической
практики и молодых педагогов с достаточно высоким уровнем творческой
активности и профессиональной инициативы. В педагогической команде
имеются
квалифицированные
специалисты,
необходимые
для
сопровождения всех категорий обучающихся в школе. Педагоги - основной
источник положительного влияния на детей, грамотно организуют
образовательный процесс, о чем свидетельствуют позитивная динамика
результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования МБОУ
«ООШ № 12» АГО.
Возможные отрицательные источники влияния на детей - социальные
7
сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким
воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и
организацией досуга своего ребѐнка.
Оригинальные воспитательные находки школы:
1) Воспитательные системы класса, разработанные классными
руководителями
на
основе
системы
персональных
поручений,
целенаправленных воспитательных мероприятий и оценочных инструментов;
2) Модель сотрудничества с родителями обучающихся, построенная на
установлении конструктивных отношений и целенаправленной организации
совместной деятельности по развитию школьного уклада;
3) Единый профилактический день как форма организации
целенаправленной системной работы по профилактике правонарушений;
4) Организация и проведение общешкольных мероприятий, ставших
традиционными.
Процесс воспитания в МБОУ «ООШ № 12» АГО основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
неукоснительное соблюдение законности и прав
семьи
и
ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной
организации;
ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
реализация процесса воспитания главным образом через создание
в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел школьников и педагогов
как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как
условия егоэффективности.
Основные традиции воспитания в МБОУ «ООШ № 12» АГО:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
школьников является коллективная разработка, коллективное планирование,
8
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере
взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от
пассивного наблюдателя до организатора);
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую,
организационную,
посредническую
(в
разрешении
конфликтов) функции.
2. Цель и задачи воспитания.
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание
усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по
своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели.
9
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на
разных уровнях общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения.
Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения
школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых
отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К
наиболее
важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоѐмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый
10
образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чѐм-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своѐ мнение и
действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
11
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен
для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему
педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории,
предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных
возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить
выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его
людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
1) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
12
2) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
3) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как
на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
4) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
5) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
6) организовывать профориентационную работу со школьниками;
7) организовать работу школьных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
8) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать
ее воспитательные возможности;
9) организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. Виды, формы и содержание деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется
в рамках следующих направлений воспитательной работы школы.
Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Инвариативные модули
3.1.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с
классом индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с
родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классом:
инициирование
и
поддержка
участия
класса
в
общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в
их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного
развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности),
позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными
13
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в
них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с
учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе.
проведение классных часов как часов плодотворного и
доверительного общения педагога и школьников, основанных на
принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки
активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на
сплочение и командообразование; однодневные экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие
каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормыи правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
—
изучение особенностей личностного развития учащихся класса
через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при
необходимости) - со школьным психологом.
—
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных
проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями,
выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и
т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в
задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
—
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
14
каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои
успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания,
на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
- проведение педагогических консилиумов, направленных на решение
конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на
обучающихся;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
- регулярное информирование родителей (законных представителей) о
школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям (законным представителям) обучающихся в
регулировании отношений между ними, администрацией образовательной
организации и учителями- предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей.
3.1.2.
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
— побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
15
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
— привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
— использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
— применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
— включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
— организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
— инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
16
— вовлечение
школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
— формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
— создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
— поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
— поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация
воспитательного
потенциала
курсов внеурочной
деятельности и дополнительного образования происходит в рамках
следующих выбранных школьниками видов деятельности.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на передачу школьникам
социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие
их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира ( «Школа
будущего первоклассника»).
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, создающие благоприятные условия для
самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие( Театральная студия, Песня- верный друг
навсегда ).
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на развитие коммуникативных
компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие
умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность.
Курсы
внеурочной
17
деятельности и дополнительного образования, направленные на воспитание у
школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на
развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у
них навыков самообслуживающего труда ( совместно с ЦДТ).
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной
деятельности и дополнительного образования, направленные на физическое
развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему
здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на развитие творческих
способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного
отношения к физическому труду («Кулинария»).
3.1.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы
возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары,
круглые столы с приглашением специалистов;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
18
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
3.1.5.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка
детского
самоуправления
в
школе
помогает
педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность,
самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а обучающимся - предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку обучающимся 5-9 классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться (посредством введения функции педагогакуратора) в детско-взрослое самоуправление.
На уровне школы:
- через
деятельность
выборного
Совета
старшеклассников,
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией и принятия административных решений,
затрагивающих их права и законные интересы;
- через работу постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, акций,
флешмобов и т.п.);
На уровне классов:
- через деятельность Актива класса, представляющего интересы
класса в общешкольных делах и призванного информировать об основных
общешкольных делах.
На индивидуальном уровне:
- через чередование традиционных поручений (ЧТП), наставничество,
вовлечение младших школьников в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через
реализацию
школьниками,
взявшими
на
себя
соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в
классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
19
3.1.6.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка
- подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору,
педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный
взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности.
На внешнем уровне:
•
экскурсии на предприятия города, дающие школьникам
начальные представления о существующих профессиях и условиях работы
людей, представляющих эти профессии;
•
экскурсии в ССУЗы города
•
сотрудничество с Центром занятости г. Асбеста
•
участие в проекте Билет в будущее.
На уровне школы:
•
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного
онлайн-тестирования.
На уровне класса:
•
циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
Индивидуальный уровень
•
индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
будущем в процессе выбора ими профессии.
3.2. Вариативные модули
3.2.1.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в
школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых
для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
20
коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого
числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых
дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер
воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами
для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие
формы работы
На внешкольном уровне:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума
(Благотворительная ярмарка, Фестиваль творчества и т.п.)
проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с
семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали,
представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих.
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы.
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
учащихся на следующую ступень образования, символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичность детей.
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных
межличностных
отношений
между
педагогами
и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
21
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела
школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.
3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред.
от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в
детском общественном объединении осуществляется через:
утверждение и последовательную реализацию в детском
общественном
объединении
демократических
процедур
(выборы
руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов
общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих детям
возможность получить важный для их личностного развития опыт
деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе,
22
обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими
делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками
пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы
(проведение культурно- просветительских и развлекательных мероприятий
для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории
данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к
школе территории (работа на пришкольном участке, уход за деревьями и
кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
договор, заключаемый между ребенком и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является Торжественное
обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет
собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и
коллективом детского общественного объединения, его руководителем,
школьниками, не являющимися членами данного объединения;
клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов
детского общественного объединения для обсуждения вопросов
управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне,
совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения
событий;
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения,
привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов,
театрализаций и т.п.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и
ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами,
чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется
посредством введения особой символики детского объединения, проведения
ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и
поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях,
организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения
традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых
детским объединением дел);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых
акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной
деятельностью школьников.
На сегодняшний день в школе действуют детские общественные объединения:
23
- Юные инспекторы движения «Обережек»
- Дружина юных пожарных «Тревога»
- отряд Юнармии
- первичное отделение Российского движения школьников.
3.2.3.
Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации)
– развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности (разновозрастный редакционный
совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью
которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или
телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация
общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов
ученического самоуправления;
школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество
школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и
соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения
деятельности
образовательной
организации
в
информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и
организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и
родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
информационно-техническая поддержка школьных мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
мероприятий;
страница в ВК.
3.2.4.
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в
походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
24
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности:
регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями
школьников: в музей, на предприятие, на природу (проводятся как
интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и
соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков»,
«гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
литературные,
исторические,
биологические
экспедиции,
организуемые учителями и родителями школьников в другие города или
села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских
поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий,
имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и
фауны;
турслеты (эстафеты) с участием команд, сформированных из
педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например:
соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по
спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую
съемку местности и т.п.
3.2.5.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как оформление
интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов,
лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая
может служить хорошим средством разрушения негативных установок
школьников на учебные и внеучебные занятия;
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного художественного стиля, знакомящего школьников с
разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей,
25
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для
школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных
зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы
школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности,
так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во
время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел
и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории
(например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению
альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного
оформления отведенных для детских проектов мест);
акцентирование внимания школьников посредством элементов
предметно- эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.2.6. Модуль «Профилактика преступлений и правонарушений»
Ключевыми задачами профилактики преступлений и правонарушений
несовершеннолетних являются:
- предупреждение правонарушений и безнадзорности обучающихся;
- социальная адаптация личности обучающегося в
обществе.
Основные
направления
профилактической деятельности:
- содействие несовершеннолетнему в реализации и защите его прав и
законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и
субъектов РФ в области образования;
- формирование законопослушного поведения детей и подростков;
- оказание социально-психологической и педагогической помощи
26
детям и семьям, нуждающимся в ней;
- выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном
положении;
- профилактика раннего семейного неблагополучия.
Система работы МБОУ «ООШ № 12» АГО по профилактике
преступлений и правонарушений несовершеннолетних включает в себя:
1.
диагностическую деятельность:
- выявление обучающихся с отклонениями в поведении в первом
классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
- изучение уровня развития и воспитанности обучающихся;
- наблюдение за обучающимися в различных ситуациях;
- определение
уровня
самооценки,
самоконтроля,
навыков
самовоспитания;
- изучение и выявление интересов и склонностей обучающихся;
- учѐт состояния здоровья ребѐнка;
-наблюдение за контактом ребѐнка с родителями (законными
представителями).
2.
индивидуально-коррекционную работу:
индивидуальное консультирование по вопросам коррекции поведения;
индивидуальная работа
классного руководителя, педагогапсихолога, администрации школы с обучающимися, требующими
коррекции поведения;
-постановка на внутришкольный профилактический учѐт;
-организация работы
ШСПП (Школьный Совет по
профилактике правонарушений);
- создание
условий для развития творческих
способностей
обучающихся «группы риска», помощь в организации досуга в каникулярный
период.
3.
индивидуальную
работу
с
родителями
(законными
представителями):
- изучение социального положения ребѐнка в семье;
- посещение семей
с целью выявления социально-опасного
положения ребѐнка, проведения бесед по вопросам профилактики
преступлений и правонарушений;
- организация индивидуальных бесед с инспектором ОДН;
- индивидуальныеконсультации родителей по вопросам
профилактики правонарушений;
- вовлечение в работу с семьѐй родительских комитетов классов школы,
ШСПП;
- привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед
с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях по вопросам
профилактики правонарушений;
27
- привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и
встреч с родителями по вопросам профилактики правонарушений.
3.2.7.
Модуль
«Безопасность
жизнедеятельности
(пожарная
безопасность,
дорожная
безопасность,
информационная
безопасность, профилактика терроризма и экстремизма, личная
безопасность, профилактика распространения инфекционных
заболеваний»)
Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона
воспитания ребенка. Подготовка школьников в вопросах безопасного
поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение
ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение
правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в
большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
Процесс формирования опыта безопасного поведения у школьников
является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного
процесса воспитания будет более продуктивным при включении учеников в
разнообразные формы внеклассной и учебной деятельности.
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему
классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальных бесед,
организованных встреч с представителями Центра «Спасение», пожарной
части и других организаций. Для каждого класса разработан перечень
классных часов в рамках данного модуля,
представленный
в
индивидуальных планах воспитательной работы. Для этого
в
образовательной организации используются следующие формы работы:
- работа с обучающими: «Единый день профилактики» (проводится
один раз в четверть, инструктаж на каникулярный период по всем вопросам
безопасности жизнедеятельности), тематические беседы с привлечением
специалистов по вопросам безопасности, классные часы, викторины,
экскурсии в организации, связанные с вопросами безопасности (пожарная
часть, Центр «Спасение»), работа детских объединений: ДЮП «Тревога»,
отряд ЮИД «Обережек»;
4. работа с родителями: информирование родителей по вопросам
безопасности на родительских собраниях, в группах соц.сетей
(инструктажи, памятки, листовки, буклеты и пр.), вовлечение к
организации и проведению классных мероприятий, посвящѐнных
безопасности жизнедеятельности. Основные направления самоанализа
воспитательной работы школы.
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы
28
осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
- принцип
гуманистической направленности осуществляемого
анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе
воспитательного процесса могут быть следующие:
4
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития школьников является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
29
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников
удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не
удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
4.2 Состояние организуемой в школе совместной деятельности
детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, активом старшеклассников и
родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со
школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала
школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих
на базе
школы детских
общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.
Результаты самоанализа.
Анализ результатов воспитания, социализации и саморазвития и
личностного развития школьников каждого класса выявил следующие
30
проблемы:
недостаточность развития умения сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности, умения
находить выходы из спорных ситуаций;
недостаточная сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования;
недостаточная сформированность мотивации к участию в
школьном самоуправлении и общественной жизни.
трудности в профессиональном самоопределении.
Анализ воспитательной деятельности педагогов определил ряд
ключевых проблем:
затруднения в определении цели и задач своей воспитательной
деятельности;
проблемы с реализацией воспитательного потенциала
совместной с детьми деятельности;
не всегда и не все стремятся к формированию вокруг себя
привлекательных для школьников детско-взрослых общностей;
стиль общения педагогов со школьниками не всегда
доброжелателен, доверительные отношения складываются не со всеми
школьниками.
Управление воспитательным процессом в образовательной
организации.
Большинство педагогов имеют чѐткое представление о нормативнометодических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе,
о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности.
Администрацией создаются условия для профессионального роста педагогов
в сфере воспитания (курсы повышения квалификации, участие в панораме
педагогического опыта, интерактивные обучающие семинары). Разработаны
и пошагово внедряются критерии оценки качества деятельности классных
руководителей со своими воспитанниками.
Ресурсное
обеспечение
воспитательного
процесса
в
образовательной организации.
В школе созданы необходимые условия для организации
воспитательной
работы,
проведения
мероприятий,
спортивных
соревнований, мероприятий для всех участников воспитательного процесса,
организации встреч с интересными людьми, а также проведения
31
профилактической работы. В школе имеется спортивный зал. Спортивная
база полностью обеспечена необходимым оборудованием.
Для проведения различного рода мероприятий активно используется
актовый зал. В соответствии с современными требованиями к
обеспечению учебно- воспитательного процесса школа информатизирована.
Создан
школьный
информационно-библиотечный
центр.
Функционирует Служба школьной медиации (примирения). Используются
ресурсы социальных партнеров.
Организация полноценной воспитательной деятельности осложнена
кадровым дефицитом (нет педагога- организатора на уровне). Недостаточно
средств на приобретение расходных материалов.
32