Аннотация к программе внеурочной деятельности «Музей хранитель
историй»
Одной из важнейших задач современной школы России является
воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается
серьѐзным
испытаниям.
Существенно
изменилось
Отечество.
Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей
неопределѐнностью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм,
т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять
традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального
самосознания.
Целью данной программы является создание условий для развития
музейного движения в образовательном пространстве МБОУ «ООШ № 12 г.
Асбеста», всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций,
навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих
способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и
уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но
одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за
сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за
своѐ Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и
настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого
образовательного пространства, призван быть координатором военно –
патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей
нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными
организациями.
Для достижения цели программы решаются следующие задачи:
-активизация работы музея образовательного учреждения, расширение
сферы и методов использования его воспитательного потенциала;
-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных
исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;
-укрепление связей между образовательным учреждением, учреждениями
культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у
детей и учащейся молодѐжи чувства гражданственности и патриотизма,
уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре,
воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям,
народам, введения в состав основополагающих понятий молодѐжи термина
«культура мира».
Учащиеся научатся:
—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с
письменными, устными и информационными источниками;
—находить и осуществлять отбор нужной информации;
— анализировать источники по заданным критериям;
—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
—находить причины и следствия событий, происходящих в
историкогеографическом пространстве;
—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом
времени или в другом географическом пространстве;
—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
—вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научноисследовательской работы, возможность включиться в социально значимую
деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут
участие в реализации социально значимых проектов, проводимых в учебном
учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр,
музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного
музея.
Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории,
а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить
увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и
нравами наших далѐких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных
обрядов и фольклора.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна
группа относится к личности субъекта обучения. Это:
∙ готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
∙ достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и
самооценки;
∙ личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
∙ формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание
чувства гордости за достижения своих земляков;
∙ воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории,
любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к
людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
∙ понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
∙ формирование основ экологической культуры, понимание ценности
любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом
изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
∙ осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных
его сторонах и объектах;
∙ обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в
природе и обществе;
∙ овладение наиболее существенными методами изучения окружающего
мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
∙ использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Среди
метапредметных
результатов
особое
место
занимают
познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
∙ познавательные как способность применять для решения учебных и
практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение,
анализ, доказательства и др.);
∙ регулятивные как владение способами организации, планирования
различных
видов
деятельности
(репродуктивной,
поисковой,
исследовательской,
творческой),
понимание
специфики
каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной
форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира;
владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают
способы получения, анализа и обработки информации (обобщение,
классификация, чтение и др.), методы представления полученной
информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и
др.).
Оценка результативности:
∙ подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск
газеты, вечер отдыха);
∙ участие в различных конкурсах; проведение конференции по итогам
краеведческих исследований.
В основу программы положен системно-деятельностный подход, целью
которого является:
ся самостоятельно учиться;
успешно социализироваться в современном мире.
В ходе реализации программы используются технологии проектного
обучения, интерактивных технологий, личностно-ориентированного подхода.
ИКТ-технологии позволяют учащимся не только осуществлять поисковую и
исследовательскую работу, но совершать виртуальные экскурсии во многие
музеи России, которые посмотреть во отчую им не предоставляется
возможности.
Ожидаемые результаты
Для школьного музея:
1)
оптимизация деятельности музея в русле основного направления
программы;
2) совершенствование содержания деятельности музея;
3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
4) укрепление материальной базы музеев.
Для учащихся:
Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга
компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной
(познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
— учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах,
олимпиадах, массовых мероприятиях.
Предметные результаты:
овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как
необходимой основой для миропонимания и познания современного
общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий, явлений
прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей в истории родного края и своей страны;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своего родного края и страны.
В воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно –
нравственного развития школьников. В ходе реализации программ у
учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.