Аннотация к курсу этика в повседневной жизни 3-4 класс

Аннотация к программе внеурочной деятельности «Этика в
повседневной жизни»
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных
классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой
личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам
общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем,
что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны
для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при
построении
деятельности,
общения
и
взаимоотношений,
основ
мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:

развивать духовное единство между детьми и учителем,
устанавливать взаимное доверие;
 предоставить возможности ребѐнку проявить себя и своѐ отношение к
окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом,
учить строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию,
убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Программа «Этика в повседневной жизни» является компонентом плана
внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа в 3 классе ,1 час занятий в
неделю. Общее количество часов – 34 ч.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель
начальной школы предполагает организацию нравственного образования
младших школьников как в процессе изучения учебных предметов
(«Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной
деятельности школьников в форме кружка «Этика в повседневной жизни».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного
образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.
Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как
основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости;
на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Методы работы
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для
каждого ребѐнка;
стимулирующие,
когда
через
диалог
поддерживается
свобода
высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей
интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его
эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие

формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной
литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребѐнка
представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,
сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всѐ
это в реальной жизни скрыто от внимания ребѐнка, а использование
художественного
произведения
позволит
учителю
использовать
эмоционально образную форму народных произведений и художественной
детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место предмета Общекультурное направление
Ценностные ориентиры.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот
внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность
выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация
поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не
причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания
младшего школьника идѐт от класса к классу в следующей логике:
3 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения.
Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель,
родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их
нравственное взросление идѐт от поступка к нравственным качествам на
основе правил.
Формы организации учебного процесса: программа предусматривает
организацию работы детей в группах, парах, индивидуальной работы,
работы с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете,
библиотеке,в театре, на пришкольном участке. Проектная деятельность
включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад,
викторин, игр КВН, встреч с интересными людьми, соревнований,
реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск
необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках,
книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником
нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии: беседа, игра, практическая работа,
эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита
исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,
выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научноисследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских
работ.
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение;
моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационнокоммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии;

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере
взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой
воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности,
формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с
нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие
школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности,
характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к
людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка;
обсуждение произведений художественной литературы – всѐ это нацелено на
воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия
добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их
мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и
заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет
решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и
формировать начальные нравственные представления, знакомить с
нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой
нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой
ситуации? Как еѐ изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для
овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление
аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся
упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности
учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков
нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение;
классифицировать материал по разным основаниям (определить группы
пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учѐбе); сравнить
иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога,
признание возможности существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки
зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для
занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися
организуются
коллективные
обсуждения,
предлагаются
вопросы
«открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям
высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е.
работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа,
альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и
работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные
способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий
этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном
пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной
библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с
помощью различных каталогов.

Требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения программы«Этика в повседневной жизни»
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся
получат возможность формирования
Личностных результатов:
 определять и высказывать под руководством педагога общие
этические нормы;
 формирование мотивации к творческому труду, к работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор,
как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью
педагога;
 проговаривать последовательность действий;
 учиться высказывать свое предположение;
 учиться работать по предложенному педагогом плану;
 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 учиться совместно с педагогом и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью педагога;
 учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от
педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УДД:
 учиться выражать свои мысли;
 учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика);
 овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном
решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих
представлений, понятий, умений, навыков:
Представления:
 сервировка стола; культура внешнего вида.
Понятия:
 этика; этикет; этикет застолья; речевой этикет;
 дискуссия; комплимент; коллектив; тезис; антитезис; аргумент;
гигиена.

Умения:
 приветствовать знакомого человека;
 прощаться со знакомым;
 вести разговор по телефону;
 сервировать стол;
 пользоваться столовыми приборами;
 вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных
зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;
 строить
общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми,
сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным
человеком;
 дарить и принимать подарки;
 использовать невербальные средства общения;
 различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и
концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в
одежде.
 оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения
моральных норм поведения;
 вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в
группе;
 говорить комплименты.
Навыки личной гигиены.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная,
парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету.
Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинноследственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих
ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и
деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая
данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные
мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу,
прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает
возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать
гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Форма контроля – наблюдение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».