Правила осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных

Подписано цифровой
подписью: Нифантова Ирина
Петровна
Дата: 2021.06.28 17:45:48
+06'00'

Приложение № 1
к приказу директора школы от
22.01.2015 № 126-о/д «Об утверждении
Правил осуществления внутреннего
контроля соответствия обработки
персональных данных требованиям по
защите персональных данных»

Правила осуществления внутреннего контроля соответствия обработки
персональных данных требованиям по защите персональных данных
1. Общие положения
1.1. Настоящие правила разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона
от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Постановления Правительства
Российской Федерации от 21.03.2012 № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных
на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных федеральным законом «О
персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми
актами, операторами, являющимися государственными и муниципальными органами»,
Постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1119 «Об
утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в
информационных системах персональных данных».
1.2. Правила определяют процедуры, направленные на выявление и предотвращение
нарушений законодательства в сфере защиты персональных данных, разбирательства и
составления актов разбирательства инцидента информационной безопасности (далее - ИБ)
по фактам несоблюдения условий хранения носителей персональных данных,
использования средств защиты информации, которые могут привести к нарушению
конфиденциальности персональных данных или другим нарушениям, приводящим к
снижению уровня защищенности персональных данных, разработку и принятие мер по
предотвращению возможных опасных последствий подобных нарушений, а так же
выявления и предотвращения нарушений ИБ в Муниципвльном бюджетном
общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 12»
Асбестовского
городского
округа
(далее
по
тексту
–
Оператор).
1.3. Основные термины и понятия, используемые в Правилах.
— Инцидент ИБ - событие, в результате наступления которого у Оператора произошло
разглашение конфиденциальной информации, персональных данных, нарушение
работоспособности информационных систем, внесение несанкционированных изменений
в информационные ресурсы Оператора.
— Нарушитель ИБ - лицо, предпринявшее попытку выполнения запрещенных операций
(действий) по ошибке, незнанию или осознанно и использовавшее для этого различные
возможности, методы и средства.
— Информационная система персональных данных (далее - ИСПДн) - информационная
система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в
базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих
осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств
автоматизации или без использования таких средств;
— Информационные ресурсы (далее - ИР) - совокупность данных, организованных для
эффективного получения достоверной информации, документы и отдельные массивы
документов в информационных системах;

— Автоматизированное рабочее место (далее - АРМ) - индивидуальный комплекс
технических и программных средств, предназначенный для автоматизации работы
Оператора;
— Система защиты от несанкционированного доступа (далее СЗНД) - система защиты
информации, предотвращающая или существенно затрудняющая несанкционированный
доступ к информации.
2. Порядок проведения проверок условий обработки персональных данных
2.1. В целях осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных
данных установленным требованиям у Оператора организуется проведение
периодических проверок условий обработки персональных данных.
2.2. Проверки осуществляются ответственным лицом за обеспечение безопасности
персональных данных у Оператора, либо исполнителем, которому
делегированы
полномочия на проверку в соответствии с приказом Оператора.
2.3. Проверки условий обработки персональных данных могут быть плановыми и
внеплановыми, документарными и проводимыми в помещениях Оператора, в которых
ведется обработка персональных данных.
2.4. Плановые проверки соответствия обработки персональных данных установленным
требованиям у Оператора проводятся не менее одного раза в год.
2.5. Внеплановые проверки организуются в течение трех рабочих дней при наступлении
следующих событий:
— поступившее Оператору письменное заявление субъекта персональных данных о
нарушениях правил обработки персональных данных;
— поступившее Оператору сообщение от сотрудников о предполагаемом нарушении
правил обработки персональных данных;
— получение предписания органов надзора за соблюдением прав субъектов
персональных данных.
2.6. При проведении проверок условий обработки персональных данных должен быть
полностью, объективно и всесторонне исследован порядок обработки персональных
данных и его соответствие требованиям обработки персональных данных, установленным
у Оператора, а именно:
— соответствие целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и
заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Оператора
персональных данных;
— соответствие объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов
обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
— достаточность персональных данных для целей обработки персональных данных,
заявленных при сборе персональных данных;
— отсутствие (наличие) объединения созданных для несовместимых между собой целей
баз данных информационных систем персональных данных;
— порядок и условия применения организационных и технических мер по обеспечению
безопасности персональных данных при их обработке, необходимых для выполнения
требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает
установленные уровни защищенности персональных данных;
— порядок и условия применения средств защиты информации;
— соблюдение правил доступа к персональным данным;
— наличие (отсутствие) фактов несанкционированного доступа к персональным данным
и принятие необходимых мер;
— мероприятия по восстановлению персональных данных, модифицированных или
уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
— осуществление мероприятий по обеспечению целостности персональных данных.
2.7. В случае выявления фактов:

— несоблюдения установленного порядка обработки персональных данных;
— несоблюдения условий хранения носителей персональных данных;
— использования средств защиты информации, которые могут привести к нарушению
заданного уровня безопасности (конфиденциальность/ целостность/доступность)
персональных данных или другим нарушениям, приводящим к снижению уровня
защищенности персональных данных;
— нарушения
заданного
уровня
безопасности
персональных
данных
(конфиденциальность/ целостность/доступность);
в обязательном порядке устанавливаются причины нарушения обработки персональных
данных и наличие (отсутствие) вины.
2.8. Лицо, ответственное за обеспечение безопасности персональных данных Оператора,
уполномоченное на проведение проверок имеет право:
— запрашивать у работников информацию, необходимую для реализации полномочий;
— требовать от уполномоченных на обработку персональных данных лиц уточнения,
блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем
персональных данных;
— принимать меры по приостановлению или прекращению обработки персональных
данных, осуществляемой с нарушением требований законодательства Российской
Федерации;
— вносить директору школы
предложения о совершенствовании правового,
технического и
организационного регулирования обеспечения безопасности
персональных данных при их обработке;
— вносить директору школы предложения о привлечении к дисциплинарной
ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в
отношении обработки персональных данных.
2.9. В процессе проведения внутреннего контроля (проверок) соответствия обработки
персональных данных требованиям к защите персональных данных разрабатываются
меры, направленные на предотвращение негативных последствий выявленных
нарушений.
2.10. В случаях выявления нарушений обработки персональных данных, требующих
немедленного устранения, принимаются меры оперативного реагирования.
2.11. Устранение выявленных нарушений проводится не позднее 30 дней с момента
завершения проверки.
2.12. В отношении персональных данных, ставших известными лицу, ответственному за
обеспечение безопасности персональных данных Оператора, в ходе проведения
мероприятий внутреннего контроля, должна обеспечиваться конфиденциальность
персональных данных.
2.13. В процессе проверки ответственное лицо заполняет контрольный лист (Приложение
№ 1), при этом отметки проставляются по каждому информационному ресурсу в
отдельности. Данный документ является обязательным приложениям к акту (Приложение
№ 2) по результатам контроля и аудита. Акт по результатам контроля и приложение к
нему хранятся в кабинете у ответственного лица.
3. Порядок разбирательства инцидента ИБ
3.1. Разбирательство по вопросам инцидентов ИБ проводится ответственным лицом за
обеспечение безопасности персональных данных Оператора или комиссией по защите
персональных данных Оператора (далее по тексту – Комиссия), утвержденной приказом
директора школы.
3.2. Цели разбирательства инцидентов ИБ:
— выработка организационных и технических решений, направленных на снижение
рисков нарушения ИБ, предотвращение подобных нарушений в будущем;
— обеспечение безопасности обработки персональных данных;

— обеспечение прав субъектов персональных данных на обеспечение безопасности и
конфиденциальности их персональных данных, обрабатываемых Оператором;
— предотвращение несанкционированного доступа к информационным системам.
3.3. Этапы разбирательства инцидента ИБ:
— подтверждение или опровержение факта возникновения инцидента ИБ;
— подтверждение или корректировка уровня значимости инцидента ИБ;
— уточнение дополнительных обстоятельств инцидента ИБ;
— получение доказательств возникновения инцидента ИБ, обеспечение их сохранности и
целостности;
— минимизация последствий инцидента ИБ;
— информирование и консультирование сотрудников Управления образованием по
действиям обнаружения, устранения последствий и предотвращения инцидентов ИБ;
— разработка мероприятий по обнаружению и (или) предупреждению инцидентов ИБ.
3.4. Выявление инцидента ИБ. Основными источниками информации об инцидентах ИБ
являются:
— результаты плановых или внеплановых проверок соответствия обработки
персональных данных установленным требованиям;
— факты, выявленные работниками Оператора. Работник Оператора может выявить
признаки наличия Инцидента ИБ путем анализа текущей ситуации на предмет ее
соответствия требованиям федерального законодательства в области защиты
персональных данных и информационной безопасности. Выявленные несоответствия
дают основания предполагать факт возникновения инцидента ИБ. Любые сведения о
предполагаемом инциденте ИБ незамедлительно передаются выявившим их работником
директору школы, ответственному лицу за обеспечение безопасности персональных
данных Оператора в произвольной форме любым доступным способом (по телефону,
докладной запиской, через непосредственного руководителя).
3.5. В срок не более одного рабочего дня с момента поступления информации об
инциденте ИБ, Комиссия (ответственное лицо за защиту персональных данных),
осуществляющие разбирательство, определяют и инициируют первоочередные меры
(отключение АРМ предполагаемого нарушителя ИБ от информационной системы,
восстановление информации из резервной копии, исправление ошибки ввода, проведение
дополнительного инструктажа по ИБ), направленные на локализацию инцидента ИБ и
минимизацию
его
последствий.
3.6. Проведение разбирательства инцидента ИБ.
3.6.1. В процессе проведения разбирательства инцидента ИБ устанавливаются:
— дата и время совершения инцидента ИБ;
— информационные ресурсы, затронутые инцидентом ИБ;
— Ф.И.О., должность предполагаемого нарушителя ИБ;
— уровень критичности инцидента ИБ;
— обстоятельства и мотивы совершения инцидента ИБ;
— характер и размер реального и потенциального ущерба;
— обстоятельства, способствовавшие совершению инцидента ИБ.
3.6.2. После получения необходимой информации по инциденту ИБ осуществляющая
разбирательство Комиссия (ответственное лицо) проводит анализ полученных данных.
3.6.3. С целью минимизации последствий инцидента ИБ возможно временное отключение
прав доступа у предполагаемого нарушителя ИБ к информационным ресурсам (далее ИР) на время проведения расследования. Информация об отключении прав доступа
работником,
ответственным
за
проведение
разбирательства,
направляется
непосредственному руководителю предполагаемого нарушителя ИБ.
3.6.4. Восстановление временно отключенных у нарушителя ИБ прав доступа к ИР
производится по заявке руководителя нарушителя ИБ или осуществляющей
разбирательство Комиссии (ответственного лица).

3.7. Собранная в процессе разбирательства инцидента ИБ информация фиксируется
Комиссией (ответственным лицом) в карточке инцидента ИБ (Приложение №3) и
учитывается при подготовке акта разбирательства инцидента ИБ (Приложение №4).
3.8. Комиссия (ответственное лицо) направляет акт разбирательства инцидента ИБ
директору школы.
3.9. На основании полученного акта разбирательства инцидента ИБ в срок не более трех
рабочих дней организуется проведение мероприятий, направленных на снижение рисков
информационной безопасности в будущем:
— повторное ознакомление нарушителя ИБ с Правилами, с должностной инструкцией, с
Положением об обработке и защите персональных данных;
— анализ и пересмотр имеющихся прав доступа к информационным ресурсам у
нарушителя ИБ;
— доведение до всех работников требований правовых актов в области ИБ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».